Главная » 2013 » Май » 19 » Спортивная семья сценарий 2013
18:58 Спортивная семья сценарий 2013 | |
Действующие лица:
Сперанский, министр Малиновский, директор Лицея Лицеисты: -Вольховский Владимир -Горчаков Александр -Дельвиг Антон -Корф Модест -Кюхельбекер Вильгельм -Матюшкин Федор -Малиновский Иван -Пущин Иван -Пушкин Александр Горчаков в старости Его слуга С Ц Е Н А 1 Входит кн. Горчаков , садится в кресло. Г(слуге): Иван , принеси-ка свечей и капель , тех , что прописал давеча доктор. Слуга(входя): Несу , ваше превосходительство…Вот свечи , а вот вам капельки. Извольте выпить Г(пьет , морщится): Какое сегодня число? Слуга: 19 октября , ваше превосходительство Г:19 октября? Ах да , конечно , 19 октября. Как же я мог забыть? Этот день я отмечаю на протяжении почти всей своей жизни. (Слуге): Сегодня у меня праздник. Принеси , милый , шампанского. (Слуга уходит , затем приносит фужер с шампанским , тихо ставит и , кланяясь, уходит) Г: У молодости много праздников , потому что молодость не одинока , потому чкаждый день рождения означает новую веху , новый этап в жизни , обещающий победы , успех , потому что впереди вся жизнь… У стариков праздников мало , потому что старость – это боль , одиночество и могилы родных. А каждый день рождения только приближает уход. Я перестал отмечать все праздники , кроме одного , сегодняшнего. В этот день 72 года назад , в далеком 1811 году , был открыт наш Лицей… Старики сильны воспоминаниями , и сегодня я буду вспоминать моих однокашников , учителей , наш славный первый выпуск , обессмерченный именем Пушкина , ибо я последний живой свидетель тех времен. С Ц Е Н А 2 Кабинет Сперанского. Он ходит по комнате , выглядывает в окно , потом спрашивает : СП: Малиновский прибыл? Слуга: Да , ожидает в приемной. СП: Зови , но более сегодня никого мне не надо. У меня важная беседа. Г: Это Сперанский Михаил Михайлович, министр , государственный секретарь. 2-ой человек в государстве после АлI. Поповский сын , служащий секретарем в доме богатого вельможи , он , благодаря гениальным способностям и невиданному трудолюбию , сделал головокружительную карьеру. Теперь ему было 40 лет , и на деле все государство , за исключением дел военных , лежало на нем. Мало разбираясь в вопросах политических , но будучи в центре дел европейских , АлI как бы сдал Россию в аренду Сперанскому. Сперанский же был способен мыслить логически и учреждать. Власть его была обширна , и границы ее стали теряться. Мал: Добрый вечер , Михаил Михайлович. СП: Здравствуй , Василий Федорович. Садись здесь. Я пригласил тебя , чтобы поговорить о деле , весьма важном для России. Ты ведь в Англии прожил 2 года , а издалека виднее. Что ты скажешь о русском правлении? Мал: Русское правление есть деспото-аристократия , или владыко - вельможное , народв низком состоянии , подавлен суеверием , невежеством , рабством и пьянством. Рабство развращает и рабов , и господ. Надо создать новые законы , навсегда отменить крепостное право , и общий дух , которого недостает России , возникнет. Есть и еще промахи: старые чиновники все развращены , секретари берут взятки , начальствующие ленивы и роскошны. Надо на толь ко переменить чиновников , но и создать новых людей. СП: Вот и я уже вторую неделю думаю о том же Дело новое и чрезвычайной вожности. Оно поручено мне самим императором. Откуда же всему новому взяться в юношах? Как и из кого создать новую породу? (берет лист бумаги и карандаш) Вот здесь – проект особенного лицея. Новое училище должно было носить название древнего лицея , вернее – ликея , загородного афинского портика , где Аристотель , гуляя, создавал своих учеников. Новая порода главных людей государства должна была возникнуть в разлуке с домашними. Молодые люди берутся из разных состояний. Они составляют одно общество , без всякого различия в столе и одежде . Преподавание ведется на русском языке. В их образе жизни и взаимном общении наблюдается совершенное равенство. (Мал-му): Так появляется тот общий дух , про который ты говоришь. Они никогда не появляются при дворе, иначе камер-лакейские привычки исказят новую породу людей. Изучив литературу , историю , географию , логику и красноречие , математику , физику и химию , системы отвлеченных понятий , постепенно переходя от одного к другому , они своими силами постигают все. Им никто ничего пространно не толкует , токмо вопросами возбуждаются их способности. С разумом ясным и открытым , лишенные косных привычек их отцов , выходят из этой школы для служения государству и отечеству молодые люди , умные и прямые. Главные места заполняются ими. Мал: А будут ли там телесные наказания ? СП: Нет , Василий Федорович, потому что это уничижительно , обидно и на всю жизнь запоминается. Теперь главное – выбор учителей. Где люди , способные быть наставниками этой новой породы? Иностранные холодны , далеки. Найдутся , небось , и без иностранных: всему должно учить на родном языке. Говорю тебе асе это для того , что знаю тебя как человека образованного , совестливого , смелой мысли и поэтому чаю видеть тебя наставником юношей и директором лицея. Завтра я подаю проект о Лицее императору , а ты пока подумай пока об учителях , поручаю это тебе , так как верю , что подберешь достойнейших. Мал: Уже имею соображения на сей счет и поспешу представить вашему превосходительству вскоре записку по этому поводу. Г: Вот так родился проект Лицея. Замыслы Сперанского шли далеко : он готовил проект постепенной отмены крепостного права и ограничения самодержавия. Царь тогда еще поддерживал и поощрял эти прогрессивные идеи , еще не кончилось то время , о котором Пушкин скажет после «Дней Александровых прекрасное начало…» Правда , из первоначального проекта убрали фразу о всех сословиях , и Лицей был осуществлен как закрытое учебное заведение для дворян , готовящихся к государственной службе. С Ц Е Н А 3 ( Сперанский перед портретом АлI) СП: Без самолюбия скажу , что училище сие сравнено в правах с университетами и вобрало в себя все лучшее , что что есть в частных закрытых школах и государственных учреждениях. Учреждение Лицея имеет целью образование юношества , особенно предназначенного к важным частям службы Государственной… Ваше величество неоднократно говорили мне о намерении системной работы над реформой безобразного здания государственной организации. А это невозможно без коренной переделки программы образования. Домашнее воспитание , столь почитаемое в наше время , в большей части безрезультатно. Родители отдают детей на произвол пришельцев – иностранцев. Те внушают детям неуважение к родителям , равнодушие ко всему русскому и сочувствие всему иностранному. Если же и есть пансионы для юношества , то они содержатся теми же иностранцами. Откуда же в таких условиях возьмутся истинные сыны Отечества , Способные стараться о пользе государственной ? Поэтому само время требует учредить особое училище , русское , ибо национальное самосознание – главное , что должно быть в этой новой породе людей, дабы юноша знал и любил свою страну и ратовал о благоденствии оной. Давно пора нам сделаться русскими. Все мои соображения по этому вопросу изложены в записке «Первоначальное начертание особенного Лицея». С Ц Е Н А 4 ПОДГОТОВКА ЛИЦЕЯ К ОТКРЫТИЮ Г( берет газету) : « Санкт-Петербургские ведомости от 11 июля 1811 года » : «…в непродолжительном времени имеет быть прием воспитанников в Императорский Царскосельский Лицей . Для допуска в оный необходимы свидетельство о дворянстве и прохождение приемных испытаний , которые состоятся 8 августа 1811 года.» ( откладывает газету) Как в Москву везли девиц на ярмарку невест , так в Петербург стали возить сыновей для воспитания. Многие семьи бросились искать влиятельных заступников , чтобы устроить своих отпрысков в невиданное заведение. Да и месторасположение его в Царском Селе , рядом с резиденцией императора, поднимало статус Лицея в глазах родителей. Царское Село…Тишина в саду. Густые зеленые кроны кленов и лип , белые мраморные статуи , ясная зеркальная вода озера и прудов , лебеди бесшумно плывут в тени прибрежных ив… Но осенью 1811 года в старом Екатерининском парке происходило что-то необычное : то и дело подъезжали телеги , нагруженные школьными партами , столами , стульями. Куницын(держа в руке глобус): Глобусы куда нести? Мал: На 3-ий этаж – там будут классы и кабинеты. Г: На этом глобусе вы не увидите Антарктиды (ее еще не открыли ). А Сахалин – еще не остров. Куницын( с другой стороны , с книгами ): А книги куда? Мал: Все на 3-ий этаж. Там и библиотека , и кабинет для газет и журналов. ( за кулисы): А кровати несите на 4-ый – там будут спальни воспитанников. Уходит С Ц Е Н А 5 ОТКРЫТИЕ ЛИЦЕЯ Г: В тот год зима наступила рано , в начале октября выпал первый снег. Тихие прямые улицы маленького городка , необъятные парки , голубая с золотом громада живописного Екатерининского дворца - все словно притихло и опустело. Но в 4-этажном здании , что соединено с Екатерининским дворцом 3-пролетной аркой, по-праздничному оживленно : Сегодня день открытия Л ицея.! Мал(входит): Кареты прибывают с самого утра. Мундиры слепят глаза. Сколько здесь важных персон : министр просвещения Разумовский , сам Сперанский , родитель Лицея. Уже приехала из Гатчины старая императрица со статс-дамами , все ждут толь ко императора. Только бы все прошло гладко. Воспитанники , кажется , хорошо подготовлены кланяться императору , обед для почетных гостей обещает быть грандиозным . Говорят , Разумовский решил подражать потемкинскому пиру и истратил на это 11 тыс. руб. ( можно подумать , здесь открывается ресторация , а не учебное заведение ). Осматривается. Итак , еще раз проверить : воспитанники будут стоять здесь , здесь места для приглашенных , а тут ( под портретом) расположится императорская семья. За кулисы - Что , приехал? Кивает в ответ на «Да»: - Ну , с Богом. Отходит . Звучит музыка. Мал. кланяется , указывает рукой на места для гостей. ( К портрету): - Ваше величество , позвольте представить Вам воспитанников Императорского Царскосельского Лицея. Выходят лицеисты Мал: -Вольховский Владимир , 13 лет -Горчаков Александр , 13 лет -Дельвиг Антон , 13 лет -Корф Модест , 13 лет -Кюхельбекер Вильгельм , 14 лет -Матюшкин Федор , 13 лет -Малиновский Иван , 14 лет -Пущин Иван , 14 лет -Пушкин Александр , 11 лет Г: Это они , мои друзья , однокашники. Второй справа – это я , Александр Горчаков. Нас было 29. Здесь – самые яркие личности в нашем выпуске. Вольх: За лето и осень мы уже немного привыкли друг к другу , так что нам было не страшно на церемонии открытия Лицея. Кюх: Больше всего запомнилась речь Куницына , профессора права. Он говорил об обязанностях гражданина и государственного человека. Выходит Куницын Кун: Главным основанием ваших познаний должна быть истинная добродетель. Приготовляясь быть хранителями законов , научитесь прежде сами почитать оные. Главным соображением ваших поступков должна быть польза , доставленная обществу… Любовь к Отечеству должна быть вашим руководителем. Когда совершите вы поприще наук , Отечество призовет вас и скажет : вот они , мои возлюбленные чада : они готовы защищать славу мою , они достойны быть блюстителями моего благоденствия. Исполните лестную надежду , на вас возлагаемую , и время вашего воспитания не будет потеряно. Пущ: У молодого Куницына был звенящий ораторский голос , он не мог не наэлектризовать атмосферу , и к концу его замечательной речи слушатели уже не были опрокинуты к спинкам кресел , а в наклоненном положении к говорившему : верный знак общего внимания и одобрения! Кюх: Потом рассказывали , что АлI так был удивлен , что в речи ни разу не было упомянуть о государе – вещь в то время неслыханная!- что тут же пожаловал Куницыну за смелость Владимирский крест - награду , лестную. для молодого человека. Пуш: Да , впечатление было огромное. Оно осталось до конца дней: Вы помните : когда возник Лицей, Как царь для нас открыл чертог Царицын, И мы пришли. И встретил нас Куницын Приветствием меж царственных гостей Мал-2: Потом был обед – суп с пирожками , и сама императрица решила узнать , хорошо ли здесь кормят. СЦЕНКА Мал-2 с веером в руках подходит к Кюх. и спрашивает с немецким акцентом: «Карош ли суп?» Кюх., смутившись , глотнув : «….. , месье » Дельв: Так родился первый лицейский анекдот и первое лицейское прозвище. Отличился Ал-р Корнилов и навсегда остался « мосье» Корф: А после , сбросив парадную одежду , мы играли в снежки в саду у дворца Растрелли при свете иллюминации , не подозревая в себе тех будущих столпов Отечества , как величал нас Куницын. С Ц Е Н А 6 У ЧЕ Б А Горч: Открытие Лицея было в четверг , а с понедельника начались обычные дни. Звук лицейского колокола Голос: Вставайте , господа! Корф: Который час ? Голос: 6 часов Корф: И так изо дня в день , ровно в 6 – резкий звук колокола и «Вставайте , господа». Вольх: Распорядок дня в Лицее твердый , раз и навсегда установленный . Вставали мы по звонку в 6 часов. Одевались , шли на молитву в зал. Горч: От 7 до 9 – класс. Дельв: В 9 – чай. Прогулка – до 11-ти. Гуляли мы 3 раза в день во всякую погоду. Корф: От 11 до 12 класс. Кюх: С 12 до час у – прогулка . В час – обед. Мал-2: От 2-х до трех – или чистописание , или рисование. Матюш: С трех до пяти – класс. В 5 часов – чай. Потом – повторение уроков или вспомогательный класс Пущ: . По середам и субботам – танцеванье или фехтованье Каждую субботу - баня. Пуш.: В половине 9-го - звонок к ужину За ужином объелся я , А Яков запер дверь оплошно, И стало мне , мои друзья , И кюхельбекерно , и тошно. После ужина до 10 часов – отдых. В 10 - вечерняя молитва и с он. Мал(выходит на передний план , обращается к портрету императора ( как бы отчитывается ) ; остальные садятся ): Занятия – в течение всего дня , 7-8 часов в день. Я держусь правила , чтобы воспитанники никогда не были праздны . И на занятиях , и в другое время пытаюсь раскрыть в воспитанниках мыслительность , показать , что ценить надо выше малое внутреннее добро , чем великое наружное, стремлюсь приучить к различию добра и зла , и чтоб без рассуждения ничего не делали и не мыслили. Г: Наш первый директор Василий Федорович Малиновский… Борьба против деспотизма , за просвещенное правление с юных лет стала его любимой мыслью. Служа в русской миссии в Англии и Турции , он не сделал себе карьеры , т.к. не обладал способностями для захвата выгодных должностей . Возвратился Малиновский оттуда столь же небогатым , каким был прежде - с единственным серебряным кубком , подаренным ему при отъезде , в то время как многие его коллеги ввозили столько денег и вещей , что покупали в России дома и поместья. Его перу принадлежал проект « Об освобождении рабов» , в котором он излагал свой путь отмены крепостного права в России. Подобные идеи в начале 19 века могли придти в голову лишь человеку смелой мысли и сострадающей беднякам души. В Москве он бесплатно директорствовал в доме трудолюбия , дававшем приют 30 девицам бедного состояния . В этой скромной должности и в материальной нужде застало его известие об открытии в Царском Селе Лицея. Стараниями Сперанского он получил официальное назначение и выехал к месту службы. Он же выбирал преподавателей , и именно заслуга Малиновского в том , что среди наставников были люди образованные , чуждые казенщине и зубрежке , одержимые идеей свободомыслия и истинной любовью к Отечеству. Самым вольнодумным , самым образованным , самым смелым , а возможно , и самым одаренным из лицейских педагогов был Александр Петрович Куницын. С Ц Е Н А 7 Появляется Куницын. Кун: После окончания Пединститута меня как одного из лучших сьудентов отправили в Геттинген . Потом я слушал юристов и дипломатов в Париже и возвратился в 1811 году с огромным запасом сведений , собственных мыслей и с молодым жаром свободолюбия. Узнал , что меня определяют профессором в открывавшийся тогда Лицей , с жаром приступил к педагогической деятельности. Речь , порученную мне на открытии Лицея , написал в одну ночь. Писал при свете ночника , со слезами. Курс моих лекций охватывал 12 циклов : логика , психология , этика , право и другое. Я не скрывал от воспитанников , что в управлении Россией много недостатков , говорил о бесчисленных злоупотреблениях в судах и других учреждениях., обличал монархию , прославлял гражданские свободы и Конституцию. Поворачивается , ведет урок(читает лекцию). Граждане независимые делаются подданными и состоят под законами верховной власти : но сие подданство не есть состояние кабалы. Люди , вступая в общество , желают свободы и благосостояния , а не рабства ; они подвергаются верховной власти на том только условии , чтобы она употребляла средства для их безопасности и благосостояния ; они предлагают свои силы с тем , чтобы они были направлены на общественную пользу , то есть заключают своеобразный общественный договор. Пуш: А есть где-нибудь в современном мире общество , где был бы заключен такой справедливый общественный договор? Кун: К сожалению , нет, ибо власть всегда употребляет силы своих подданных в корыстных целях. Таковое злоупотребление верховной власти называют тиранством. Особенно развито оно в России , где крепостной бесправен. Крепостное право – действие противозаконное. Уходит. Пуш: Господа , мне больно за Россию. Великая держава – и жалкая ничтожная страна , где до сих пор царит рабство. О , как я ненавижу эту власть! Владыки! Вам венец и трон Дает Закон – а не природа ; Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас Закон. Самовластительный злодей! Тебя , твой трон я ненавижу , Твою погибель , смерть детей С жестокой радостию вижу. Читают на твоем челе Печать проклятия народы, Ты ужас мира , стыд природы Упрек ты богу на земле. Тираны мира ! трепещите ! А вы мужайтесь и внемлите , Восстаньте , падшие рабы К нему подходит Пущин: Пока свободою горим , Пока сердца для чести живы, Мой друг , Отчизне посвятим Души прекрасные порывы! К ним подходит Кюхельбекер: Товарищ , верь , взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна И на обломках самовластья Напишут наши имена! Г: Имена моих друзей , Пущина и Кюхельбекера, действительно были вписаны золотыми буквами в историю русского освободительного движения. Мнения и убеждения , вынесенные ими из Лицея , привели их 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь в числе других декабристов . Всего же в следствии по этому делу мелькало не менее 9 лицейских имен , включая Пушкина , чьи вольнолюбивые стихи читались вслух , расходились в многочисленных списках … Он стал поэтическим голосом передового дворянства. Пущин: Да , Куницын умел учить . Наши юные благородные сердца после его лекций загорались жаждой великих преобразований Пушкин: Куницыну дар сердца и вина. Он создал нас , он воспитал наш пламень Поставлен им краеугольный камень, Им чистая лампада возжена! Уходят. Г: Если лекции Куницына разбудили в нас патриотические чувства , то окончательно сформировала нас пришедшаяся на наше детство Отечественная война. С Ц Е Н А 8 МАЛ. С Кун. Мал ( глядя в окно ): Кругом тихо , зеленые листья свежи, легкий ветерок - все как в мирное время… (Куницыну): (хрустя пальцами , поламывая руки) Горько мне в такую ночь средь стольких красот думать о войне …..Навалились…Идут без остановок… Если так далее пойдет – через месяц нам нужно будет отсюда уходить. Государь не хочет верить в достоинство россиянина… (с негодованием ) А я верю : и в земледельца , и в казака… Усмехнувшись Да только враг уже около Смоленска Кун: Василий Федорович , я как раз хотел сообщить вам , что сложившиеся обстоятельства заставляют меня как истинного гражданина , идти воевать Сидеть сложа руки , когда Отечество в опасности , я не могу. Мал: Нет, Александр Петрович , прошу вас пока не оставить малых сих . Они уже лишены родителей , и мы сейчас с вами их родители! И нам надлежит опекать их . Я понимаю ваши гражданские чувства , но сейчас от вас больше пользы будет здесь. Прошу вас все их затеи - журналы , патриотические песни - принимать всерьез и развивать. С Ц Е Н А 9 Входят лицеисты Пущ(читает листок): Господа! С 24 июня вражеская армия топчет русскую землю По нашим дорогам скачет чужая конница , станционные домики заняты неприятелем , несущимся беспрепятственно во весь опор… К остальным: Я предлагаю этим начать первый выпуск нашего патриотического журнала Вольх: А я бы начал , как управитель Москвы Растопчин ( читает) «Французы заповеди топчут ногами ; всех бы их батожьем!» Мал-2: Обязательно надо поместить рассказ о героях. Вот Платов , атаман донских казаков. Он объявил , что отдаст свою дочь и в приданое 50 тыс. червонцев казаку , который доставит ему Наполеона живого или мертвого. Он настоящий герой , храбрый и отчаянный. Кюх: И о Барклае , главнокомандующем , тоже надо написать. Корф(ему): А что о нем писать? Что под его руководством русские войска успешно отступают? Он просто тебе родственник , хоть и дальний , вот ты за него и заступаешься . Даже портрет его повесил у себя в комнате. Горч-2:Пушкин , ты обещал написать стихи для номера. Так написал? Вольх: Да , господа , давайте послушаем Пушкина. Он у нас главный по поэтической части. Пуш: И быстрым понеслись потоком Враги на русские поля… И селы мирные , и грады в мгле пылают, Дымится кровию земля… Идут – их силе нет препоны , Все рушат , все свергают в прах… Все молчат , охваченные общим горем , подавленные. Матюш: На карте в зале каждый день красная черта ползет вперед. Смоленск оставлен… В газетах пишут , что сам главнокомандующий предал его огню и что город являет собой груду развалин. Входит Дельвиг с газетой. Дельв: Господа, последние известия! Подвиг генерала Раевского! Все его окружают Дельвиг читает: Раевский , уезжая в армию , взял с собой своих сыновей : старшему минуло 16 лет , меньшому еще не исполнилось 11. Он записал их в один из своих полков. В атаку Раевский пошел с сыновьями. Младшего он вел за руку. На вопрос отца : знают ли сыновья , для чего он взял их в бой , меньшой ответил : чтобы умереть вместе ! Победоносно оглядывает всех Кюх: Господа , господа! Решено – я завтра же ухожу в армию. Россия гибнет , а мы в это время изучаем французскую грамматику. Я не хочу говорить на языке Наполеона! Матюш: И верно! Давайте же сейчас пойдем к де Будри и скажем , что мы отказываемся от занятий по французскому языку вплоть до окончания войны.. Г: (кивая головой): Все так… Великие потрясения Отечественной войны вместе с русским народом были пережиты и нами… Газетная комната никогда не пустовала : читались наперерыв русские и иностранные журналы при неумолкаемых толках и прениях… И до 12 года патриотическое воспитание было в Лицее главной и ведущей задачей. Нам прививали чувство гордости родиной , всем лучшим , что было в стране и в русском народе. Поэтому войну с Наполеоном мы восприняли как личное горе. В Лицее даже ходить стали тихо , стараясь не шуметь , как в доме , где есть покойник. Сильнейшие впечатления у человека – это впечатления юношеские. В нашей юности 2 явления стояли рядом – Отечественная война и Лицей. Отроческое восприятие всеобщего бедствия сплотило нас. Высокие идеалы и общие гражданские устремления объединили нас в « святое братство» , в неразделимый союз. Матюш: Господа! Французы в Москве Мал-2: А русская армия? Матюш: Кутузов отвел ее за… Кюх: Матушка пишет , что Москва горит со всех сторон. Не только дома , Нои сады обуглились. Корф:Это все французы. Говорят , Наполеон очень рассердился , прождав зря полдня москвичей с ключом от города. Пуш: Нет , не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник , не приемный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою. Горч-2: Москву жжет россиянин. Задрали его за живое , остервенили , и он все свое сожжет , сам в огне погибнет , но и гости живы не будут Вольх: Господа! Я горжусь тем , что я русский человек!. Что бы ни произошло дальше , я знаю , что страну , где народ рубит сам себе руки и жжет свою столицу , нельзя победить! Кюх: Я немец , отцы Данзаса , Корфа и Дельвига тоже немцы , Броглио – итальянец. Но все мы - русские , потому что Россия нам дороже жизни. Пущ: Господа! Мы не защищаем сейчас Отечество с оружием в руках , т.к. мы еще юны для этого. Но давайте сейчас дадим клятву , что наша дальнейшая служба , наши поступки всегда будут оцениваться нами с точки зрения ПОЛЬЗЫ ОТЕЧЕСТВУ. И пусть 19 октября , день открытия Лицея , будет всегда днем наших встреч , на которых мы будем давать друг другу в этом отчет! Мал-2: Из колокола , будившего нас каждое утро , мы отольем чугунные кольца и будем носить их в знак крепкой дружбы , которая родилась в те дни , когда мы жили одной общей болью и одной страстной думой – об Отчизне. Только такая высокая духовная основа поможет нам выдержать самые суровые испытания временем. Пуш: Друзья мои , прекрасен наш союз! Он , как душа , неразделим и вечен - Неколебим , свободен и беспечен , Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело , Все те же мы : нам целый мир чужбина ; Отечество нам Царское Село. С Ц Е Н А 9 Выходит Энгельгардт Позвольте представиться : Егор Антонович Энгельгардт. Назначен директором Лицея взамен умершего от болезни Малиновского. Нашел вверенное мне учреждение в полном порядке. Юноши воспитываются в едином духе , между ними не делается разницы в происхождении и состоянии. Большинство воспитанников отличаюися не только внешней культурностью , но и высокими душевными качествами , которые можно назвать « сердечностью» ( под этим словом я понимаю гуманность , уважение к человеческой личности , отсутствие канцелярского формализма и способность к преданной дружбе). Высоконравственный девиз «Для общей пользы» , выдвинутый перед воспитанниками еще в начале обучения , дает результат : каждый из них уже избрал себе жизненный путь , цель которого - споспешествовать общественному благу ! На этом основании считаю , что Императорский Царскосельский Лицей свою задачу выполнил. ДЕЛЬВИГ Выступает вперед после слов Энг. Со словами гимна: 6 лет промчалось , как мечтанье , В объятьях сладкой тишины. И уж Отечества призванье Гремит нам : шествуйте , сыны! Простимся , братья! Руку в руку! Обнимемся в последний раз! Судьба на вечную разлуку , Быть может , здесь сроднила нас! Пущин: Дельвиг , ты сочинил замечательный гимн. Мы всегда помнили эти слова. Я повторял их , отправляясь на долгую царскую каторгу. Кюх: Они согревали меня в годы заточения в одиночной камере. Горч-2: Этими словами мы простились в январе 1837 года с Пушкиным… Пушк(обнимая ): С младенчества дух песен в нас горел, И дивное волненье мы познали; С младенчества две музы к нам летали , И сладок был их лаской наш удел; Но я любил уже рукоплесканья , Ты , гордый , пел для муз и для души; Свой дар , как жизнь , я тратил без вниманья , Ты гений свой воспитывал в тиши. Дельв: Я был выпущен на службу в Министерство финансов , но чиновником , да еще финансистом , я никогда бы не мог стать. Потом я служил чиновником особых поручений в разных ведомствах , но душу безраздельно отдавал литературе Кюх: Многие тогда обвиняли тебя в аполитичности , в отсутствии гражданских мотивов , в отличие от моих стихов или стихов Пушкина. Мал: Дельвиг , а как же наш девиз « На пользу Отечеству»?Что сделал ты в литературе на пользу Отечеству? Дельв: Да , мои стихи непохожи на гражданские стихи моих современников. У меня нет призывов к борьбе против самодержавия , откликов на политические события , но ведь все они - о любви к Родине , о ее красоте и поэтичности. Увидеть это и воспеть - так я понимаю свое назначение в жизни Ах ты , ночь ли , Ноченька! Ах ты , ночь ли , Бурная! Отчего ты с вечера До глубокой Полночи Не блистаешь звездами Не сияешь месяцем… Пуш: Дельвиг умер рано , в 32 года. Его смерть поразила всех нас как громом. Никто на свете не был мне ближе Дельвига Матюш:… Жил-был поэт. В соблазны мира Не увлеклась душа его: Ни в чем не видел он кумира Для вдохновенья своего, И независимая лира Чужда была страстям земным , Звуча наитием святым…. Горч: Когда вы услышите вот уже более полутора веков любимые народом песни «Не осенний мелкий дождичек» Глинки , романс Алябьева «Соловей» и многие другие , пусть в вашей памяти оживет светлый образ поэта , которому принадлежит их текст , - Антона Антоновича Дельвига. КЮХЕЛЬБЕКЕР Кюх: В Лицее на первых порах мне пришлось нелегко. Я был неуклюж, рассеян, глуховат, поэтому стал предметом ежедневных насмешек и эпиграмм. Однако я был неколебим во внушенных с детства принципах добра и справедливости. После Лицея я был выпущен в Главный архив Иностранной коллегии , но шаркуном-чиновником не мог стать по своей природе. Пуш: Зато стал замечательным преподавателем российской словесности в Московском Благородном пансионе у моего брата Льва. Он тебя , Вильгельм , горячо полюбил и постоянно мне о тебе писал. Матюш: У тебя , Вильгельм , поразительная способность притягивать к себе как магнитом все неприятности. Помнишь поездку за границу в качестве секретаря при богатом вельможе? Ты умудрился и там попасть в историю. Вместо своей службы пропагандировал свободолюбивую литературу России и ненависть к деспотизму , за что был немедленно выслан из страны. Пущ: В тайное общество вступил лишь за 2 недели до восстания , на совещаниях ни разу не был , но 14 декабря принял в нем живое участие , стрелял трижды в великого князя , но пистолет дал осечку. И слава богу , ведь этот спасло тебе жизнь Горч-2: Мне рассказывали , что на следствии ты с самоубийственной откровенностью объясни л , какие причины побудили тебя примкнуть к восставшим , за что был причислен к преступникам , достойным казни «отсечением головы» Кюх: Да , но (усмехается) меня «пощадили» и обрекли на 10 лет одиночного заключения , а потом на вечную ссылку в Сибирь. И тут судьба сыграла со мной злую шутку. Я был лишен единственной радости , доступной декабристам , - общения с товарищами по несчастью Из одиночной камеры вышел больной , почти ослепший , но убеждений своих не изменил Тюрьма мне в честь , не в укоризну , За дело правое я в ней. И мне ль стыдиться сих цепей , Когда ношу их за Отчизну! ПУЩ ИН Горч: Еще одним декабристом в нашей лицейской семье стал Иван Пущин. Пущ: Курс естественного права , который читал в Лицее Куницын , слушал с особенным вниманием. Мысль о том , что все люди равны между собой и следовательно имеют общие права , настолько запала мне в душу , что я отдал воплощению ее в реальность всю свою жизнь без остатка. Еще будучи лицеистом , я стал членом декабристской организации. Так что , еще не выйдя из отроческих лет , уже вступил на опасный путь тайного служения истинной пользе народной. Корф: А ведь тебя ждала блестящая военная карьера. Стройный красавец , прекрасный ученик. За 5 лет службы дважды повышался в чинах , был на отличном счету. И вдруг – эта глупость _ отставка из-за обиды на великого князя и твоя служба (подумать толь ко!) – в каком-то надворном суде для малоимущих! И это – выпускник самого привилегированного учебного заведения в России! Дельв: Пущин – первый честный человек , который сидел когда-либо в русской казенной палате. Пуш: Ты победил предрассужденья И от признательных граждан Умел истребовать почтенья, В глазах общественного мненья Ты возвеличил темный сан. Пущ: Во время восстания принял командование теми частями , командиры которых струсили и попрятались. Покинул площадь одним из последних. Горч-2: Я приехал к нему на следующий день , привез заграничный паспорт и деньги (обращаясь к Пущ) -Иван , я прошу тебя , уезжай немедля . Еще можно спастись. Пущ(Горчакову): Ты , Горчаков , многим рискуешь . Твоя блестящая карьера может вмиг разрушиться , если тебя здесь застанут. За деньги и паспорт спасибо , еще большее спасибо за лицейскую дружбу и преданность. Но не в моих обычаях спасаться бегством , когда гибнут друзья. Матюш: Верность принципам стоила тебе 31 год тюрьмы ,каторги и ссылки. Пущ: Меня часто спрашивали : как получилось , что мой лучший друг , Пушкин , не знал о декабристском обществе и не состоял в нем? Я волен был распоряжаться своей жизнью , но жизнью национальной гордости России - не вправе. И когда в возрасте 60 лет я , наконец, был амнистирован , первое , что я сделал , это написал книгу о Пушкине , в которой рассказал о его детстве и лицейских годах . Так я выполнил еще один всей долг – перед историей ПУШКИН Пуш: Твоя книга , Иван , бала первым художественным произведением обо мне. А сколько их было потом! Учась в Лицее , я и не предполагал , что ждет меня в жизни. Дельв: Не скромничай , ведь я еще тогда сказал : Пушкин! Он и в лесах не укроется Лира выдаст его громким пением. Пуш: Моя судьба известна каждому русскому человеку. А если говорить о пользе Отечеству , то ..долго буду тем любезен я народу , Что чувства добрые я лирой пробуждал , Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. Горч: Лучше и не скажешь – ведь это стихи великого русского поэта. Глубже и талантливее его русская земля еще никого не дала миру МАТЮШКИН Горч: и именно потому так велико внимание к биографии его однокашников Однако лицеист Матюшкин интересен сам по себе: ему посвящены несколько книг и много статей. Его именем названы мыс на побережье Ледовитого океана и гора на острове Врангеля. Он стал выдающимся бесстрашным мореплавателем , адмиралом , горячим русским патриотом. Матюш: …Вчера отплыли из Африки обратно в Россию. Как много общего я нахожу в этих двух странах. Варварское самовластье царей , которые продают своих подданных…болезни душевные , происходящие от рабства … отсутствие милосердия и человечества , потому что там , где есть рабы , должны быть и тираны… Увы куда ни брошу взор – Везде бичи , везде железы., Законов гибельный позор, Неволи немощные слезы. Корф: А твоя дальнейшая служба – 25 лет в Морском Министерстве – была ли она на пользу Отечеству? Матюш: Да , все эти годы я боролся против николаевской бюрократии , за демократизацию флота. Гор ч: Матюшкин был достоин своих друзей – декабристов , хотя никогда не состоял в тайном обществе. Да это и неудивительно , т.к. учителем его был Куницын. Матюш: Я прожил долгую жизнь , пережил на много лет своих друзей и свято хранил лицейский архив. И когда решили соорудить памятник Пушкину ,. именно я предложил поставить его не в Царском Селе , а в самом сердце России - в Москве. МАЛИНОВСКИЙ Горч-2: Такую же долгую жизнь прожил и Мал-й. Иван , ты единственный из нас рано вышел в отставку и нигде более не служил. Почему? Или ты отступился от нашего девиза? Мал: Каждый выбирает в жизни свой путь. Я стал помещиком , рачительным хозяином. Гуманно относился к своим крестьянам. Пущ: Не скромничай. Твоя дочь мне писала , что ты при рекрутчине стоял за бедных и грызся с богачами и чиновниками. Иначе как заступником вдов и сирот тебя в родных краях и не называли. Мал: Кем бы ты ни стал в жизни , всегда можно творить добро , для этого не обязательно занимать высокие посты. Достаточно просто сделать это смыслом своей жизни. КОРФ Горч-2(Корфу):Мы остались с тобой вдвоем , Корф. Все наши друзья уже покоятся в земле. Мы разошлись с ними уже в начале жизненного пут и. Наша лицейская среда не была однородной и единой по своим духовным интересам и жизненным устремлениям. Удел назначен нам неравный , И розно наш оставим в жизни след. Корф: Долгое время ошибочно считалось , что лицейский дух – это вольнолюбивые идеи декабристов и Пушкина. Но среди нас были не только декабристы , но и сторонники монархии , видные государственные чиновники. Нам тоже был присущ лицейский дух , но вкладывали мы в эти слова совсем иной смысл… Я , например, добросовестно служил , не забывая о лицейском девизе. 10 лет я был директором Императорской публичной библиотеки в Петербурге. До меня она мало посещалась , имела неприглядный вид. Первое, что я сделал , заняв должность , - создал отдел «Россия» , где стал собирать книги о России на разных языках. И через 10 лет собрал все , что было об этом написано. Надо ли говорить , что мною руководила любовь к Отечеству и к русской литературе , заложенная еще в Лицее. Написал книги о Сперанском , Николае 1 , стал историографом целой эпохи – Николая 1, оставил много работ по истории России. Преподавал право детям Ал-ра 2 , участвовал в подготовке реформы 1861 года. Стал сенатором , возведен в графское достоинство. Верный и ревностный слуга самодержавия. Верный сын своего Отечества… ГОРЧАКОВ-2 Горч-2:Так уж распорядилась судьба , что моя карьера сложилась среди всех моих друзей самым блистательным образом. Более четверти века я возглавлял Министерство иностранных дел , определяя внешнеполитический курс страны. Поднял престиж России на небывалую высоту , за что получил чин канцлера , стал первым сановником империи , кавалер множества отеч. и иностр. орденов , светлейший князь. Мне есть чем гордиться. Я многого добился в жизни Но самое большое мое достижение в том , что я стал первым российским министром , а не простым исполнителем царской воли. И первый в своих депешах стал употреблять выражение «Государь и Россия» Во мне жило не только честолюбие , но и желание найти разумное приложение своим талантам , желание быть полезным Отечеству. Встает , выходит на авансцену. Мне 83 года. Моя политическая жизнь закончена , осталось ждать конца земного. Страшно пережить всех своих близких , больно проводить в последний путь всех , с кем провел лучшие годы – годы учебы в Лицее. Однако имена моих друзей –лицеистов знают и сейчас , и я верю, что в истории России они останутся надолго. Я часто думал о том , почему? Почему они не ушли из памяти людской? Почему пережили время? Теперь я точно знаю секрет долголетия: -Сумейте полюбить свою страну даже такой , какой ее , казалось бы , не за что любить; -Внесите свой вклад о общее процветание Отечества; -Знайте и любите свои корни ,свою историю, свой язык; -Гордитесь званием русского человека , возвеличьте его своими поступками и тогда жизнь ваша будет прожита не зря , а ДЛЯ ОБЩЕЙ ПОЛЬЗЫ. |
|
|