Приветствую Вас, Гость
Главная » 2013 » Май » 19 » Спортивная семья сценарий 2013
18:58
Спортивная семья сценарий 2013
загрузка...
Действующие лица:

Сперанский, министр

Малиновский, директор Лицея

Лицеисты:

-Вольховский Владимир

-Горчаков Александр

-Дельвиг Антон

-Корф Модест

-Кюхельбекер Вильгельм

-Матюшкин Федор

-Малиновский Иван

-Пущин Иван

-Пушкин Александр

Горчаков в старости

Его слуга

С Ц Е Н А 1

Входит кн. Горчаков , садится в кресло.

Г(слуге): Иван , принеси-ка свечей и капель , тех , что прописал давеча доктор.

Слуга(входя): Несу , ваше превосходительство…Вот свечи , а вот вам капельки. Извольте выпить

Г(пьет , морщится): Какое сегодня число?

Слуга: 19 октября , ваше превосходительство

Г:19 октября? Ах да , конечно , 19 октября. Как же я мог забыть? Этот день я отмечаю на протяжении почти всей своей жизни.

(Слуге): Сегодня у меня праздник. Принеси , милый , шампанского.

(Слуга уходит , затем приносит фужер с шампанским , тихо ставит и , кланяясь, уходит)

Г: У молодости много праздников , потому что молодость не одинока , потому чкаждый день рождения означает новую веху , новый этап в жизни , обещающий победы , успех , потому что впереди вся жизнь…

У стариков праздников мало , потому что старость – это боль , одиночество и могилы родных. А каждый день рождения только приближает уход. Я перестал отмечать все праздники , кроме одного , сегодняшнего. В этот день 72 года назад , в далеком 1811 году , был открыт наш Лицей…

Старики сильны воспоминаниями , и сегодня я буду вспоминать моих однокашников , учителей , наш славный первый выпуск , обессмерченный именем Пушкина , ибо я последний живой свидетель тех времен.

С Ц Е Н А 2

Кабинет Сперанского. Он ходит по комнате , выглядывает в окно , потом спрашивает :

СП: Малиновский прибыл?

Слуга: Да , ожидает в приемной.

СП: Зови , но более сегодня никого мне не надо. У меня важная беседа.

Г: Это Сперанский Михаил Михайлович, министр , государственный секретарь. 2-ой человек в государстве после АлI. Поповский сын , служащий секретарем в доме богатого вельможи , он , благодаря гениальным способностям и невиданному трудолюбию , сделал головокружительную карьеру. Теперь ему было 40 лет , и на деле все государство , за исключением дел военных , лежало на нем. Мало разбираясь в вопросах политических , но будучи в центре дел европейских , АлI как бы сдал Россию в аренду Сперанскому. Сперанский же был способен мыслить логически и учреждать. Власть его была обширна , и границы ее стали теряться.

Мал: Добрый вечер , Михаил Михайлович.

СП: Здравствуй , Василий Федорович. Садись здесь.

Я пригласил тебя , чтобы поговорить о деле , весьма важном для России. Ты ведь в Англии прожил 2 года , а издалека виднее. Что ты скажешь о русском правлении?

Мал: Русское правление есть деспото-аристократия , или владыко - вельможное , народв низком состоянии , подавлен суеверием , невежеством , рабством и пьянством. Рабство развращает и рабов , и господ.

Надо создать новые законы , навсегда отменить крепостное право , и общий дух , которого недостает России , возникнет.

Есть и еще промахи: старые чиновники все развращены , секретари берут взятки , начальствующие ленивы и роскошны. Надо на толь ко переменить чиновников , но и создать новых людей.

СП: Вот и я уже вторую неделю думаю о том же Дело новое и чрезвычайной вожности. Оно поручено мне самим императором.

Откуда же всему новому взяться в юношах? Как и из кого создать новую породу?

(берет лист бумаги и карандаш)

Вот здесь – проект особенного лицея. Новое училище должно было носить название древнего лицея , вернее – ликея , загородного афинского портика , где Аристотель , гуляя, создавал своих учеников. Новая порода главных людей государства должна была возникнуть в разлуке с домашними. Молодые люди берутся из разных состояний. Они составляют одно общество , без всякого различия в столе и одежде . Преподавание ведется на русском языке. В их образе жизни и взаимном общении наблюдается совершенное равенство.

(Мал-му): Так появляется тот общий дух , про который ты говоришь.

Они никогда не появляются при дворе, иначе камер-лакейские привычки исказят новую породу людей.

Изучив литературу , историю , географию , логику и красноречие , математику , физику и химию , системы отвлеченных понятий , постепенно переходя от одного к другому , они своими силами постигают все. Им никто ничего пространно не толкует , токмо вопросами возбуждаются их способности.

С разумом ясным и открытым , лишенные косных привычек их отцов , выходят из этой школы для служения государству и отечеству молодые люди , умные и прямые. Главные места заполняются ими.

Мал: А будут ли там телесные наказания ?

СП: Нет , Василий Федорович, потому что это уничижительно , обидно и на всю жизнь запоминается.

Теперь главное – выбор учителей. Где люди , способные быть наставниками этой новой породы?

Иностранные холодны , далеки. Найдутся , небось , и без иностранных: всему должно учить на родном языке.

Говорю тебе асе это для того , что знаю тебя как человека образованного , совестливого , смелой мысли и поэтому чаю видеть тебя наставником юношей и директором лицея.

Завтра я подаю проект о Лицее императору , а ты пока подумай пока об учителях , поручаю это тебе , так как верю , что подберешь достойнейших.

Мал: Уже имею соображения на сей счет и поспешу представить вашему превосходительству вскоре записку по этому поводу.

Г: Вот так родился проект Лицея. Замыслы Сперанского шли далеко : он готовил проект постепенной отмены крепостного права и ограничения самодержавия. Царь тогда еще поддерживал и поощрял эти прогрессивные идеи , еще не кончилось то время , о котором Пушкин скажет после «Дней Александровых прекрасное начало…»

Правда , из первоначального проекта убрали фразу о всех сословиях , и Лицей был осуществлен как закрытое учебное заведение для дворян , готовящихся к государственной службе.

С Ц Е Н А 3

( Сперанский перед портретом АлI)

СП: Без самолюбия скажу , что училище сие сравнено в правах с университетами и вобрало в себя все лучшее , что что есть в частных закрытых школах и государственных учреждениях.

Учреждение Лицея имеет целью образование юношества , особенно предназначенного к важным частям службы Государственной…

Ваше величество неоднократно говорили мне о намерении системной работы над реформой безобразного здания государственной организации. А это невозможно без коренной переделки программы образования.

Домашнее воспитание , столь почитаемое в наше время , в большей части безрезультатно. Родители отдают детей на произвол пришельцев – иностранцев. Те внушают детям неуважение к родителям , равнодушие ко всему русскому и сочувствие всему иностранному.

Если же и есть пансионы для юношества , то они содержатся теми же иностранцами.

Откуда же в таких условиях возьмутся истинные сыны Отечества , Способные стараться о пользе государственной ?

Поэтому само время требует учредить особое училище , русское , ибо национальное самосознание – главное , что должно быть в этой новой породе людей, дабы юноша знал и любил свою страну и ратовал о благоденствии оной. Давно пора нам сделаться русскими.

Все мои соображения по этому вопросу изложены в записке «Первоначальное начертание особенного Лицея».

С Ц Е Н А 4

ПОДГОТОВКА ЛИЦЕЯ К ОТКРЫТИЮ

Г( берет газету) : « Санкт-Петербургские ведомости от 11 июля 1811 года » :

«…в непродолжительном времени имеет быть прием воспитанников в Императорский Царскосельский Лицей . Для допуска в оный необходимы свидетельство о дворянстве и прохождение приемных испытаний , которые состоятся 8 августа 1811 года.»

( откладывает газету)

Как в Москву везли девиц на ярмарку невест , так в Петербург стали возить сыновей для воспитания. Многие семьи бросились искать влиятельных заступников , чтобы устроить своих отпрысков в невиданное заведение. Да и месторасположение его в Царском Селе , рядом с резиденцией императора, поднимало статус Лицея в глазах родителей.

Царское Село…Тишина в саду. Густые зеленые кроны кленов и лип , белые мраморные статуи , ясная зеркальная вода озера и прудов , лебеди бесшумно плывут в тени прибрежных ив…

Но осенью 1811 года в старом Екатерининском парке происходило что-то необычное : то и дело подъезжали телеги , нагруженные школьными партами , столами , стульями.

Куницын(держа в руке глобус): Глобусы куда нести?

Мал: На 3-ий этаж – там будут классы и кабинеты.

Г: На этом глобусе вы не увидите Антарктиды (ее еще не открыли ). А Сахалин – еще не остров.

Куницын( с другой стороны , с книгами ): А книги куда?

Мал: Все на 3-ий этаж. Там и библиотека , и кабинет для газет и журналов.

( за кулисы): А кровати несите на 4-ый – там будут спальни воспитанников.

Уходит

С Ц Е Н А 5

ОТКРЫТИЕ ЛИЦЕЯ

Г: В тот год зима наступила рано , в начале октября выпал первый снег. Тихие прямые улицы маленького городка , необъятные парки , голубая с золотом громада живописного Екатерининского дворца - все словно притихло и опустело.

Но в 4-этажном здании , что соединено с Екатерининским дворцом 3-пролетной аркой, по-праздничному оживленно :

Сегодня день открытия Л ицея.!

Мал(входит): Кареты прибывают с самого утра. Мундиры слепят глаза. Сколько здесь важных персон : министр просвещения Разумовский , сам Сперанский , родитель Лицея.

Уже приехала из Гатчины старая императрица со статс-дамами , все ждут толь ко императора.

Только бы все прошло гладко. Воспитанники , кажется , хорошо подготовлены кланяться императору , обед для почетных гостей обещает быть грандиозным . Говорят , Разумовский решил подражать потемкинскому пиру и истратил на это 11 тыс. руб. ( можно подумать , здесь открывается ресторация , а не учебное заведение ).

Осматривается.

Итак , еще раз проверить : воспитанники будут стоять здесь , здесь места для приглашенных , а тут ( под портретом) расположится императорская семья.

За кулисы

- Что , приехал?

Кивает в ответ на «Да»:

- Ну , с Богом.

Отходит . Звучит музыка.

Мал. кланяется , указывает рукой на места для гостей.

( К портрету): - Ваше величество , позвольте представить Вам воспитанников Императорского Царскосельского Лицея.

Выходят лицеисты

Мал:

-Вольховский Владимир , 13 лет

-Горчаков Александр , 13 лет

-Дельвиг Антон , 13 лет

-Корф Модест , 13 лет

-Кюхельбекер Вильгельм , 14 лет

-Матюшкин Федор , 13 лет

-Малиновский Иван , 14 лет

-Пущин Иван , 14 лет

-Пушкин Александр , 11 лет

Г: Это они , мои друзья , однокашники. Второй справа – это я , Александр Горчаков. Нас было 29. Здесь – самые яркие личности в нашем выпуске.

Вольх: За лето и осень мы уже немного привыкли друг к другу , так что нам было не страшно на церемонии открытия Лицея.

Кюх: Больше всего запомнилась речь Куницына , профессора права. Он говорил об обязанностях гражданина и государственного человека.

Выходит Куницын

Кун: Главным основанием ваших познаний должна быть истинная добродетель. Приготовляясь быть хранителями законов , научитесь прежде сами почитать оные.

Главным соображением ваших поступков должна быть польза , доставленная обществу…

Любовь к Отечеству должна быть вашим руководителем.

Когда совершите вы поприще наук , Отечество призовет вас и скажет : вот они , мои возлюбленные чада : они готовы защищать славу мою , они достойны быть блюстителями моего благоденствия.

Исполните лестную надежду , на вас возлагаемую , и время вашего воспитания не будет потеряно.

Пущ: У молодого Куницына был звенящий ораторский голос , он не мог не наэлектризовать атмосферу , и к концу его замечательной речи слушатели уже не были опрокинуты к спинкам кресел , а в наклоненном положении к говорившему : верный знак общего внимания и одобрения!

Кюх: Потом рассказывали , что АлI так был удивлен , что в речи ни разу не было упомянуть о государе – вещь в то время неслыханная!- что тут же пожаловал Куницыну за смелость Владимирский крест - награду , лестную. для молодого человека.

Пуш: Да , впечатление было огромное. Оно осталось до конца дней:

Вы помните : когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог Царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей

Мал-2: Потом был обед – суп с пирожками , и сама императрица решила узнать , хорошо ли здесь кормят.

СЦЕНКА

Мал-2 с веером в руках подходит к Кюх. и спрашивает с немецким акцентом: «Карош ли суп?»

Кюх., смутившись , глотнув :

«….. , месье »

Дельв: Так родился первый лицейский анекдот и первое лицейское прозвище. Отличился Ал-р Корнилов и навсегда остался « мосье»

Корф: А после , сбросив парадную одежду , мы играли в снежки в саду у дворца Растрелли при свете иллюминации , не подозревая в себе тех будущих столпов Отечества , как величал нас Куницын.

С Ц Е Н А 6

У ЧЕ Б А

Горч: Открытие Лицея было в четверг , а с понедельника начались обычные дни.

Звук лицейского колокола

Голос: Вставайте , господа!

Корф: Который час ?

Голос: 6 часов

Корф: И так изо дня в день , ровно в 6 – резкий звук колокола и «Вставайте , господа».

Вольх: Распорядок дня в Лицее твердый , раз и навсегда установленный . Вставали мы по звонку в 6 часов. Одевались , шли на молитву в зал.

Горч: От 7 до 9 – класс.

Дельв: В 9 – чай. Прогулка – до 11-ти. Гуляли мы 3 раза в день во всякую погоду.

Корф: От 11 до 12 класс.

Кюх: С 12 до час у – прогулка . В час – обед.

Мал-2: От 2-х до трех – или чистописание , или рисование.

Матюш: С трех до пяти – класс. В 5 часов – чай. Потом – повторение уроков или вспомогательный класс

Пущ: . По середам и субботам – танцеванье или фехтованье Каждую субботу - баня.

Пуш.: В половине 9-го - звонок к ужину

За ужином объелся я ,

А Яков запер дверь оплошно,

И стало мне , мои друзья ,

И кюхельбекерно , и тошно.

После ужина до 10 часов – отдых. В 10 - вечерняя молитва и с он.

Мал(выходит на передний план , обращается к портрету императора ( как бы отчитывается ) ; остальные садятся ):

Занятия – в течение всего дня , 7-8 часов в день. Я держусь правила , чтобы воспитанники никогда не были праздны . И на занятиях , и в другое время пытаюсь раскрыть в воспитанниках мыслительность , показать , что ценить надо выше малое внутреннее добро , чем великое наружное, стремлюсь приучить к различию добра и зла , и чтоб без рассуждения ничего не делали и не мыслили.

Г: Наш первый директор Василий Федорович Малиновский…

Борьба против деспотизма , за просвещенное правление с юных лет стала его любимой мыслью.

Служа в русской миссии в Англии и Турции , он не сделал себе карьеры , т.к. не обладал способностями для захвата выгодных должностей . Возвратился Малиновский оттуда столь же небогатым , каким был прежде - с единственным серебряным кубком ,

подаренным ему при отъезде , в то время как многие его коллеги ввозили столько денег и вещей , что покупали в России дома и поместья.

Его перу принадлежал проект « Об освобождении рабов» , в котором он излагал свой путь отмены крепостного права в России. Подобные идеи в начале 19 века могли придти в голову лишь человеку смелой мысли и сострадающей беднякам души.

В Москве он бесплатно директорствовал в доме трудолюбия , дававшем приют 30 девицам бедного состояния . В этой скромной должности и в материальной нужде застало его известие об открытии в Царском Селе Лицея. Стараниями Сперанского он получил официальное назначение и выехал к месту службы.

Он же выбирал преподавателей , и именно заслуга Малиновского в том , что среди наставников были люди образованные , чуждые казенщине и зубрежке , одержимые идеей свободомыслия и истинной любовью к Отечеству.

Самым вольнодумным , самым образованным , самым смелым , а возможно , и самым одаренным из лицейских педагогов был Александр Петрович Куницын.

С Ц Е Н А 7

Появляется Куницын.

Кун: После окончания Пединститута меня как одного из лучших сьудентов отправили в Геттинген . Потом я слушал юристов и дипломатов в Париже и возвратился в 1811 году с огромным запасом сведений , собственных мыслей и с молодым жаром свободолюбия.

Узнал , что меня определяют профессором в открывавшийся тогда Лицей , с жаром приступил к педагогической деятельности.

Речь , порученную мне на открытии Лицея , написал в одну ночь. Писал при свете ночника , со слезами.

Курс моих лекций охватывал 12 циклов : логика , психология , этика , право и другое.

Я не скрывал от воспитанников , что в управлении Россией много недостатков , говорил о бесчисленных злоупотреблениях в судах и других учреждениях., обличал монархию , прославлял гражданские свободы и Конституцию.

Поворачивается , ведет урок(читает лекцию).

Граждане независимые делаются подданными и состоят под законами верховной власти : но сие подданство не есть состояние кабалы.

Люди , вступая в общество , желают свободы и благосостояния , а не рабства ; они подвергаются верховной власти на том только условии , чтобы она употребляла средства для их безопасности и благосостояния ; они предлагают свои силы с тем , чтобы они были направлены на общественную пользу , то есть заключают своеобразный общественный договор.

Пуш: А есть где-нибудь в современном мире общество , где был бы заключен такой справедливый общественный договор?

Кун: К сожалению , нет, ибо власть всегда употребляет силы своих подданных в корыстных целях. Таковое злоупотребление верховной власти называют тиранством. Особенно развито оно в России , где крепостной бесправен. Крепостное право – действие противозаконное.

Уходит.

Пуш: Господа , мне больно за Россию. Великая держава – и жалкая ничтожная страна , где до сих пор царит рабство.

О , как я ненавижу эту власть!

Владыки! Вам венец и трон

Дает Закон – а не природа ;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас Закон.



Самовластительный злодей!

Тебя , твой трон я ненавижу ,

Твою погибель , смерть детей

С жестокой радостию вижу.

Читают на твоем челе

Печать проклятия народы,

Ты ужас мира , стыд природы

Упрек ты богу на земле.

Тираны мира ! трепещите !

А вы мужайтесь и внемлите ,

Восстаньте , падшие рабы

К нему подходит Пущин:

Пока свободою горим ,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг , Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

К ним подходит Кюхельбекер:

Товарищ , верь , взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Г: Имена моих друзей , Пущина и Кюхельбекера, действительно были вписаны золотыми буквами в историю русского освободительного движения. Мнения и убеждения , вынесенные ими из Лицея , привели их 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь в числе других декабристов . Всего же в следствии по этому делу мелькало не менее 9 лицейских имен , включая Пушкина , чьи вольнолюбивые стихи читались вслух , расходились в многочисленных списках … Он стал поэтическим голосом передового дворянства.

Пущин: Да , Куницын умел учить . Наши юные благородные сердца после его лекций загорались жаждой великих преобразований

Пушкин:

Куницыну дар сердца и вина.

Он создал нас , он воспитал наш пламень

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена!

Уходят.

Г: Если лекции Куницына разбудили в нас патриотические чувства , то окончательно сформировала нас пришедшаяся на наше детство Отечественная война.

С Ц Е Н А 8

МАЛ. С Кун.

Мал ( глядя в окно ):

Кругом тихо , зеленые листья свежи, легкий ветерок - все как в мирное время…

(Куницыну):

(хрустя пальцами , поламывая руки)

Горько мне в такую ночь средь стольких красот думать о войне

…..Навалились…Идут без остановок… Если так далее пойдет – через месяц нам нужно будет отсюда уходить.

Государь не хочет верить в достоинство россиянина…

(с негодованием )

А я верю : и в земледельца , и в казака…

Усмехнувшись

Да только враг уже около Смоленска

Кун: Василий Федорович , я как раз хотел сообщить вам , что сложившиеся обстоятельства заставляют меня как истинного гражданина , идти воевать Сидеть сложа руки , когда Отечество в опасности , я не могу.

Мал: Нет, Александр Петрович , прошу вас пока не оставить малых сих . Они уже лишены родителей , и мы сейчас с вами их родители! И нам надлежит опекать их . Я понимаю ваши гражданские чувства , но сейчас от вас больше пользы будет здесь. Прошу вас все их затеи - журналы , патриотические песни - принимать всерьез и развивать.

С Ц Е Н А 9

Входят лицеисты

Пущ(читает листок):

Господа! С 24 июня вражеская армия топчет русскую землю По нашим дорогам скачет чужая конница , станционные домики заняты неприятелем , несущимся беспрепятственно во весь опор…

К остальным:

Я предлагаю этим начать первый выпуск нашего патриотического журнала

Вольх: А я бы начал , как управитель Москвы Растопчин

( читает)

«Французы заповеди топчут ногами ; всех бы их батожьем!»

Мал-2: Обязательно надо поместить рассказ о героях. Вот Платов , атаман донских казаков. Он объявил , что отдаст свою дочь и в приданое 50 тыс. червонцев казаку , который доставит ему Наполеона живого или мертвого. Он настоящий герой , храбрый и отчаянный.

Кюх: И о Барклае , главнокомандующем , тоже надо написать.

Корф(ему): А что о нем писать? Что под его руководством русские войска успешно отступают? Он просто тебе родственник , хоть и дальний , вот ты за него и заступаешься . Даже портрет его повесил у себя в комнате.

Горч-2:Пушкин , ты обещал написать стихи для номера. Так написал?

Вольх: Да , господа , давайте послушаем Пушкина. Он у нас главный по поэтической части.

Пуш: И быстрым понеслись потоком

Враги на русские поля…

И селы мирные , и грады в мгле пылают,

Дымится кровию земля…

Идут – их силе нет препоны ,

Все рушат , все свергают в прах…

Все молчат , охваченные общим горем , подавленные.

Матюш: На карте в зале каждый день красная черта ползет вперед. Смоленск оставлен… В газетах пишут , что сам главнокомандующий предал его огню и что город являет собой груду развалин.

Входит Дельвиг с газетой.

Дельв: Господа, последние известия! Подвиг генерала Раевского!

Все его окружают

Дельвиг читает:

Раевский , уезжая в армию , взял с собой своих сыновей : старшему минуло 16 лет , меньшому еще не исполнилось 11. Он записал их в один из своих полков. В атаку Раевский пошел с сыновьями. Младшего он вел за руку. На вопрос отца : знают ли сыновья , для чего он взял их в бой , меньшой ответил : чтобы умереть вместе !

Победоносно оглядывает всех

Кюх: Господа , господа! Решено – я завтра же ухожу в армию. Россия гибнет , а мы в это время изучаем французскую грамматику. Я не хочу говорить на языке Наполеона!

Матюш: И верно! Давайте же сейчас пойдем к де Будри и скажем , что мы отказываемся от занятий по французскому языку вплоть до окончания войны..

Г: (кивая головой):

Все так… Великие потрясения Отечественной войны вместе с русским народом были пережиты и нами… Газетная комната никогда не пустовала : читались наперерыв русские и иностранные журналы при неумолкаемых толках и прениях…

И до 12 года патриотическое воспитание было в Лицее главной и ведущей задачей. Нам прививали чувство гордости родиной , всем лучшим , что было в стране и в русском народе.

Поэтому войну с Наполеоном мы восприняли как личное горе. В Лицее даже ходить стали тихо , стараясь не шуметь , как в доме , где есть покойник.

Сильнейшие впечатления у человека – это впечатления юношеские. В нашей юности 2 явления стояли рядом – Отечественная война и Лицей. Отроческое восприятие всеобщего бедствия сплотило нас.

Высокие идеалы и общие гражданские устремления объединили нас в « святое братство» , в неразделимый союз.

Матюш: Господа! Французы в Москве

Мал-2: А русская армия?

Матюш: Кутузов отвел ее за…

Кюх: Матушка пишет , что Москва горит со всех сторон. Не только дома , Нои сады обуглились.

Корф:Это все французы. Говорят , Наполеон очень рассердился , прождав зря полдня москвичей с ключом от города.

Пуш: Нет , не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник , не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Горч-2: Москву жжет россиянин. Задрали его за живое , остервенили , и он все свое сожжет , сам в огне погибнет , но и гости живы не будут

Вольх: Господа! Я горжусь тем , что я русский человек!. Что бы ни произошло дальше , я знаю , что страну , где народ рубит сам себе руки и жжет свою столицу , нельзя победить!

Кюх: Я немец , отцы Данзаса , Корфа и Дельвига тоже немцы , Броглио – итальянец.

Но все мы - русские , потому что Россия нам дороже жизни.

Пущ: Господа! Мы не защищаем сейчас Отечество с оружием в руках , т.к. мы еще юны для этого. Но давайте сейчас дадим клятву , что наша дальнейшая служба , наши поступки всегда будут оцениваться нами с точки зрения ПОЛЬЗЫ ОТЕЧЕСТВУ.

И пусть 19 октября , день открытия Лицея , будет всегда днем наших встреч , на которых мы будем давать друг другу в этом отчет!

Мал-2: Из колокола , будившего нас каждое утро , мы отольем чугунные кольца и будем носить их в знак крепкой дружбы , которая родилась в те дни , когда мы жили одной общей болью и одной страстной думой – об Отчизне. Только такая высокая духовная основа поможет нам выдержать самые суровые испытания временем.

Пуш: Друзья мои , прекрасен наш союз!

Он , как душа , неразделим и вечен -
Неколебим , свободен и беспечен ,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело ,

Все те же мы : нам целый мир чужбина ;

Отечество нам Царское Село.

С Ц Е Н А 9

Выходит Энгельгардт

Позвольте представиться : Егор Антонович Энгельгардт. Назначен директором Лицея взамен умершего от болезни Малиновского.

Нашел вверенное мне учреждение в полном порядке.

Юноши воспитываются в едином духе , между ними не делается разницы в происхождении и состоянии. Большинство воспитанников отличаюися не только внешней культурностью , но и высокими душевными качествами , которые можно назвать « сердечностью» ( под этим словом я понимаю гуманность , уважение к человеческой личности , отсутствие канцелярского формализма и способность к преданной дружбе).

Высоконравственный девиз «Для общей пользы» , выдвинутый перед воспитанниками еще в начале обучения , дает результат : каждый из них уже избрал себе жизненный путь , цель которого - споспешествовать общественному благу !

На этом основании считаю , что Императорский Царскосельский Лицей свою задачу выполнил.

ДЕЛЬВИГ

Выступает вперед после слов Энг. Со словами гимна:

6 лет промчалось , как мечтанье ,

В объятьях сладкой тишины.

И уж Отечества призванье

Гремит нам : шествуйте , сыны!



Простимся , братья! Руку в руку!

Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку ,

Быть может , здесь сроднила нас!

Пущин: Дельвиг , ты сочинил замечательный гимн. Мы всегда помнили эти слова. Я повторял их , отправляясь на долгую царскую каторгу.

Кюх: Они согревали меня в годы заточения в одиночной камере.

Горч-2: Этими словами мы простились в январе 1837 года с Пушкиным…

Пушк(обнимая ):

С младенчества дух песен в нас горел,

И дивное волненье мы познали;

С младенчества две музы к нам летали ,

И сладок был их лаской наш удел;

Но я любил уже рукоплесканья ,

Ты , гордый , пел для муз и для души;

Свой дар , как жизнь , я тратил без вниманья ,

Ты гений свой воспитывал в тиши.

Дельв: Я был выпущен на службу в Министерство финансов , но чиновником , да еще финансистом , я никогда бы не мог стать. Потом я служил чиновником особых поручений в разных ведомствах , но душу безраздельно отдавал литературе

Кюх: Многие тогда обвиняли тебя в аполитичности , в отсутствии гражданских мотивов , в отличие от моих стихов или стихов Пушкина.

Мал: Дельвиг , а как же наш девиз « На пользу Отечеству»?Что сделал ты в литературе на пользу Отечеству?

Дельв: Да , мои стихи непохожи на гражданские стихи моих современников. У меня нет призывов к борьбе против самодержавия , откликов на политические события , но ведь все они - о любви к Родине , о ее красоте и поэтичности. Увидеть это и воспеть - так я понимаю свое назначение в жизни

Ах ты , ночь ли ,

Ноченька!

Ах ты , ночь ли ,

Бурная!

Отчего ты с вечера

До глубокой

Полночи

Не блистаешь звездами

Не сияешь месяцем…

Пуш: Дельвиг умер рано , в 32 года. Его смерть поразила всех нас как громом. Никто на свете не был мне ближе Дельвига

Матюш:…

Жил-был поэт. В соблазны мира

Не увлеклась душа его:

Ни в чем не видел он кумира

Для вдохновенья своего,

И независимая лира

Чужда была страстям земным ,

Звуча наитием святым….

Горч: Когда вы услышите вот уже более полутора веков любимые народом песни «Не осенний мелкий дождичек» Глинки , романс Алябьева «Соловей» и многие другие , пусть в вашей памяти оживет светлый образ поэта , которому принадлежит их текст , - Антона Антоновича Дельвига.

КЮХЕЛЬБЕКЕР

Кюх: В Лицее на первых порах мне пришлось нелегко. Я был неуклюж, рассеян, глуховат, поэтому стал предметом ежедневных насмешек и эпиграмм.

Однако я был неколебим во внушенных с детства принципах добра и справедливости.

После Лицея я был выпущен в Главный архив Иностранной коллегии , но шаркуном-чиновником не мог стать по своей природе.

Пуш: Зато стал замечательным преподавателем российской словесности в Московском Благородном пансионе у моего брата Льва. Он тебя , Вильгельм , горячо полюбил и постоянно мне о тебе писал.

Матюш: У тебя , Вильгельм , поразительная способность притягивать к себе как магнитом все неприятности.

Помнишь поездку за границу в качестве секретаря при богатом вельможе? Ты умудрился и там попасть в историю. Вместо своей службы пропагандировал свободолюбивую литературу России и ненависть к деспотизму , за что был немедленно выслан из страны.

Пущ: В тайное общество вступил лишь за 2 недели до восстания , на совещаниях ни разу не был , но 14 декабря принял в нем живое участие , стрелял трижды в великого князя , но пистолет дал осечку. И слава богу , ведь этот спасло тебе жизнь

Горч-2: Мне рассказывали , что на следствии ты с самоубийственной откровенностью объясни л , какие причины побудили тебя примкнуть к восставшим , за что был причислен к преступникам , достойным казни «отсечением головы»

Кюх: Да , но (усмехается) меня «пощадили» и обрекли на 10 лет одиночного заключения , а потом на вечную ссылку в Сибирь.

И тут судьба сыграла со мной злую шутку. Я был лишен единственной радости , доступной декабристам , - общения с товарищами по несчастью

Из одиночной камеры вышел больной , почти ослепший , но убеждений своих не изменил

Тюрьма мне в честь , не в укоризну ,

За дело правое я в ней.

И мне ль стыдиться сих цепей ,

Когда ношу их за Отчизну!

ПУЩ ИН

Горч: Еще одним декабристом в нашей лицейской семье стал Иван Пущин.

Пущ: Курс естественного права , который читал в Лицее Куницын , слушал с особенным вниманием. Мысль о том , что все люди равны между собой и следовательно имеют общие права , настолько запала мне в душу , что я отдал воплощению ее в реальность всю свою жизнь без остатка.

Еще будучи лицеистом , я стал членом декабристской организации. Так что , еще не выйдя из отроческих лет , уже вступил на опасный путь тайного служения истинной пользе народной.

Корф: А ведь тебя ждала блестящая военная карьера. Стройный красавец , прекрасный ученик. За 5 лет службы дважды повышался в чинах , был на отличном счету.

И вдруг – эта глупость _ отставка из-за обиды на великого князя и твоя служба

(подумать толь ко!) – в каком-то надворном суде для малоимущих!

И это – выпускник самого привилегированного учебного заведения в России!

Дельв: Пущин – первый честный человек , который сидел когда-либо в русской казенной палате.

Пуш:

Ты победил предрассужденья

И от признательных граждан

Умел истребовать почтенья,

В глазах общественного мненья

Ты возвеличил темный сан.

Пущ: Во время восстания принял командование теми частями , командиры которых струсили и попрятались. Покинул площадь одним из последних.

Горч-2: Я приехал к нему на следующий день , привез заграничный паспорт и деньги

(обращаясь к Пущ)

-Иван , я прошу тебя , уезжай немедля . Еще можно спастись.

Пущ(Горчакову):

Ты , Горчаков , многим рискуешь . Твоя блестящая карьера может вмиг разрушиться , если тебя здесь застанут.

За деньги и паспорт спасибо , еще большее спасибо за лицейскую дружбу и преданность.

Но не в моих обычаях спасаться бегством , когда гибнут друзья.

Матюш: Верность принципам стоила тебе 31 год тюрьмы ,каторги и ссылки.

Пущ: Меня часто спрашивали : как получилось , что мой лучший друг , Пушкин , не знал о декабристском обществе и не состоял в нем? Я волен был распоряжаться своей жизнью , но жизнью национальной гордости России - не вправе. И когда в возрасте 60 лет я , наконец, был амнистирован , первое , что я сделал , это написал книгу о Пушкине , в которой рассказал о его детстве и лицейских годах . Так я выполнил еще один всей долг – перед историей

ПУШКИН

Пуш: Твоя книга , Иван , бала первым художественным произведением обо мне. А сколько их было потом! Учась в Лицее , я и не предполагал , что ждет меня в жизни.

Дельв:

Не скромничай , ведь я еще тогда сказал :

Пушкин! Он и в лесах не укроется

Лира выдаст его громким пением.

Пуш: Моя судьба известна каждому русскому человеку. А если говорить о пользе Отечеству , то

..долго буду тем любезен я народу ,

Что чувства добрые я лирой пробуждал ,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Горч: Лучше и не скажешь – ведь это стихи великого русского поэта.

Глубже и талантливее его русская земля еще никого не дала миру

МАТЮШКИН

Горч: и именно потому так велико внимание к биографии его однокашников

Однако лицеист Матюшкин интересен сам по себе: ему посвящены несколько книг и много статей. Его именем названы мыс на побережье Ледовитого океана и гора на острове Врангеля.

Он стал выдающимся бесстрашным мореплавателем , адмиралом , горячим русским патриотом.
Матюш: …Вчера отплыли из Африки обратно в Россию. Как много общего я нахожу в этих двух странах. Варварское самовластье царей , которые продают своих подданных…болезни душевные , происходящие от рабства … отсутствие милосердия и человечества , потому что там , где есть рабы , должны быть и тираны…

Увы куда ни брошу взор –

Везде бичи , везде железы.,

Законов гибельный позор,

Неволи немощные слезы.

Корф: А твоя дальнейшая служба – 25 лет в Морском Министерстве – была ли она на пользу Отечеству?

Матюш: Да , все эти годы я боролся против николаевской бюрократии , за демократизацию флота.

Гор ч: Матюшкин был достоин своих друзей – декабристов , хотя никогда не состоял в тайном обществе. Да это и неудивительно , т.к. учителем его был Куницын.

Матюш: Я прожил долгую жизнь , пережил на много лет своих друзей и свято хранил лицейский архив. И когда решили соорудить памятник Пушкину ,. именно я предложил поставить его не в Царском Селе , а в самом сердце России - в Москве.

МАЛИНОВСКИЙ

Горч-2: Такую же долгую жизнь прожил и Мал-й.

Иван , ты единственный из нас рано вышел в отставку и нигде более не служил.

Почему? Или ты отступился от нашего девиза?

Мал: Каждый выбирает в жизни свой путь. Я стал помещиком , рачительным хозяином. Гуманно относился к своим крестьянам.

Пущ: Не скромничай. Твоя дочь мне писала , что ты при рекрутчине стоял за бедных и грызся с богачами и чиновниками.

Иначе как заступником вдов и сирот тебя в родных краях и не называли.

Мал: Кем бы ты ни стал в жизни , всегда можно творить добро , для этого не обязательно занимать высокие посты. Достаточно просто сделать это смыслом своей жизни.

КОРФ

Горч-2(Корфу):Мы остались с тобой вдвоем , Корф. Все наши друзья уже покоятся в земле. Мы разошлись с ними уже в начале жизненного пут и. Наша лицейская среда не была однородной и единой по своим духовным интересам и жизненным устремлениям.

Удел назначен нам неравный ,

И розно наш оставим в жизни след.

Корф: Долгое время ошибочно считалось , что лицейский дух – это вольнолюбивые идеи декабристов и Пушкина. Но среди нас были не только декабристы , но и сторонники монархии , видные государственные чиновники. Нам тоже был присущ лицейский дух , но вкладывали мы в эти слова совсем иной смысл…

Я , например, добросовестно служил , не забывая о лицейском девизе.

10 лет я был директором Императорской публичной библиотеки в Петербурге. До меня она мало посещалась , имела неприглядный вид.

Первое, что я сделал , заняв должность , - создал отдел «Россия» , где стал собирать книги о России на разных языках. И через 10 лет собрал все , что было об этом написано. Надо ли говорить , что мною руководила любовь к Отечеству и к русской литературе , заложенная еще в Лицее.

Написал книги о Сперанском , Николае 1 , стал историографом целой эпохи – Николая 1, оставил много работ по истории России. Преподавал право детям Ал-ра 2 , участвовал в подготовке реформы 1861 года.

Стал сенатором , возведен в графское достоинство. Верный и ревностный слуга самодержавия.

Верный сын своего Отечества…

ГОРЧАКОВ-2

Горч-2:Так уж распорядилась судьба , что моя карьера сложилась среди всех моих друзей самым блистательным образом. Более четверти века я возглавлял Министерство иностранных дел , определяя внешнеполитический курс страны.

Поднял престиж России на небывалую высоту , за что получил чин канцлера , стал первым сановником империи , кавалер множества отеч. и иностр. орденов , светлейший князь.

Мне есть чем гордиться. Я многого добился в жизни

Но самое большое мое достижение в том , что я стал первым российским министром , а не простым исполнителем царской воли. И первый в своих депешах стал употреблять выражение «Государь и Россия»

Во мне жило не только честолюбие , но и желание найти разумное приложение своим талантам , желание быть полезным Отечеству.

Встает , выходит на авансцену.

Мне 83 года. Моя политическая жизнь закончена , осталось ждать конца земного. Страшно пережить всех своих близких , больно проводить в последний путь всех , с кем провел лучшие годы – годы учебы в Лицее. Однако имена моих друзей –лицеистов знают и сейчас , и я верю, что в истории России они останутся надолго.

Я часто думал о том , почему? Почему они не ушли из памяти людской? Почему пережили время?

Теперь я точно знаю секрет долголетия:

-Сумейте полюбить свою страну даже такой , какой ее , казалось бы , не за что любить;

-Внесите свой вклад о общее процветание Отечества;

-Знайте и любите свои корни ,свою историю, свой язык;

-Гордитесь званием русского человека , возвеличьте его своими поступками и тогда

жизнь ваша будет прожита не зря , а ДЛЯ ОБЩЕЙ ПОЛЬЗЫ.
загрузка...
Категория: Спортивного праздника | Просмотров: 291 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]