Приветствую Вас, Гость
Главная » 2013 » Май » 19 » Сценки классного часа 5 класс
19:11
Сценки классного часа 5 класс
загрузка...
Этнографический праздник
«Медвежий праздник»

Цель: формирование краеведческой культуры, воспитание любви к своему краю.

В празднике используются произведения Е.Айпина, Р.Ругина, Ю.Шесталова.

песню Берестяной маски и песню комаров см. в книге Ю.Шесталова «Снежное утро»

Фонограмма: звуки природы.

Чтение стихотворения.

Ведущий 1

Здравствуй край, мансийский милый

Со смолистою тайгой

С молодой отцовской силой, с материнской добротой.

Шепчет мне рукой осина, улыбается вода.

Слышу лепет лебединый, словно в детские года.

Ведущий 2.

Детство с кваканьем лягушек, с плеском уток у озер,

С птичьим пеньем у опушек –

Ты волнуешь до сих пор.

Родиной золоторукой.

Словно матерью родной,

Обогрет я и взлелеян-

Крепнет, зреет голос мой.

Вокальная группа класса исполняет песню на хантыйском языке

«Тетель-ветель»
(под аккомпанемент ансамбля народных инструментов нашего класса).

Звуки бубна.

На сцене появляется шаман и читает легенду о сотворении земли Югорской.

Ведущий 1.

В нашем крае живут замечательные люди: ханты и манси.

Всех людей мы называем ханты.

Ханты- это русский, ненец и узбек.

Потому что это слово «ханты»-

В переводе значит человек.

Ведущий 2.

Для народов ханты и манси природа имеет огромное значение. Она дарит им жизнь. У каждого из нас три матери: первая – это мама, вторая- это Родина, третья- это природа.

Природа и лес- это понятие единое.

Ведущий 1.

Хозяином Югорского леса является медведь. Медведь в миропонимании ханты – это не только лесной зверь, но и возвышенное существо. Когда-то в детстве медведь жил на небе. Его влекла земля. Отец- верховный бог уступил просьбам сына и отпустил его на землю в люльке, поручив охранять порядок и справедливость, не причиняя вреда людям. Медведь не нарушает установки отца. Но его убивают охотники и в честь небесного зверя устраивают обрядовый праздник.

Ведущий 2.

Сегодня мы вам решили показать обрядовый праздник «Медвежий праздник».

Человек не может произнести слово «медведь».Он семиухий, семилапый, хозяин, лесной человек, дедушка, младший братик, лесной собрат.

Чтец 1:

Тише! Тише! О нем ни слова!

Не пытайте силу таежного слова.

Он не бог и не зверь:

Он лесной человек.

В тайге позабывший речь.

Лесной человек.

На нем шкура лохматая.

Его когти остры.

Не для красоты стоят его уши.

За семь лесных речек его уши слышат.

Тише! Тише! О нем ни слова.

Не пытайте силу таежного слова

Он семилапый, он семиухий.

Он хозяин тайги. Перед хозяином тайги

Силу слова береги!

Инсценировка сказки:

Действие 1.

Шум леса . Входит медведь.

Медведь:

Солнце клонится к зиме. Ищу я теплую лесную глушь .

Нахожу я солнечную опушку леса, ложусь под корень векового кедра.

Одна лапа моя – мягкая подушка, другая лапа – шуба теплая.

Одна ноздря моя погружена в крепкий сон.

Хоть наступи на меня – такой крепкий сон.

Другая ноздря моя чует за семь деревьев всех друзей , всех врагов.

Медведь ложится спать.

Действие 2.

На сцену выбегает мальчик.

Ведущий 1.

Посреди деревни играет Эквапыгрись. Это уличный мальчик , шумный мальчик .У него нет ни отца, ни матери .Только бабушка. Эква – женщина, пыгрись – мальчик. В один из таких звонких дней домой возвращались сыновья главного охотника.

1 сын.

Знаешь, я нашел дом священного зверя.

2 сын.

Пойдем завтра на священного собрата.

Мальчик.

Вы нашли дом лесного зверя. Завтра настанет золотой день! Возьмите меня с собой. Кончиком вашего пояса буду. Крепче станет ваш пояс!

1 сын.

Иди прочь. Зачем ты нам нужен?

Мальчик. Ну возьмите меня с собой.

2 сын.

Ладно, пусть идет.

Ведущий 2.

Рано утром, когда золотое солнце только еще расплетало косы, Эквапыгрись побежал к сыновьям охотника. А те уже готовы. И встают они лицом к соболиному лесу, и идут они по дремучему лесу.

Действие 3.

Медведь просыпается.

Медведь:

Слышу : что – то опасное. Чую: кто-то за мной идет. Поднимаюсь духом могучим, поворачиваю голову, прислушиваюсь к опасной стороне. Чую: охотники на меня идут.

Охотники у берлоги. Все кричат.

Медведь просыпается, идет на охотников.

Братья убегают, мальчик один остался с медведем и побеждает медведя.

Ведущий 1:

Шкуру с убитого медведя снимали с головой и везли в селение. Встречать медведя интересно не только детям, но и взрослым. Начинается медвежий праздник.

Ведущий 2:

Сегодня праздник долог. Никто не устает.

Сегодня весь поселок и пляшет и поет.

И взрослые, и дети толпятся, а потом идут как рыба в сети

В один просторный дом.

Поются, честь по чести, старинные слова.

И на почетном месте медвежья голова.

Ведущий 1:

Она стоит на блюде, в шерсти косматой вся.

И к ней подходят люди, прощения прося.

Прости, что приходили. Пусть батюшке медведю покажется, что он

На сучья, натыкаясь, в большом лесу бредет.

Ведущий 2:

В большом доме вся деревня собралась. Люди сидят на скамейках, расставленных вдоль стен. В дальнем углу священный стол. На нем медвежья голова. На красной скатерти, среди дорогого сукна и шелка. В ушах у нее сережки. Кушанье на том столе дымятся. Начинается настоящее веселье.

Танец охотников (мальчики).

Ведущий 1:

Следующая часть праздника - драматическое представление. Люди разыгрывают сцены из жизни животных.

Танец – песня комаров (девочки).

Ведущий 2:

Изображают трусливого охотника, неудачное сватовство, жадность. Никто не смел обижаться, если насмешливая сцена относилась к нему.

Чтение стихотворения «Песня мыши»

Ведущий 1:

В дом, полный гостей, входит Берестяная маска.

Берестяная маска:

Я Берестяная маска. Я не дерево, я человек. Только на лице моем маска. Из бересты она. Не бойтесь ребята моего носа. Не тронет он вас, не кольнет. А нужен он мне, ой как нужен. Если бы не было этого берестяного носа, я бы не чуяла того, что вы хотите видеть. А круглыми зоркими глазами я вижу не только вас. И кузовок мой из бересты. В нем много песен и загадок.

Песня Берестяной маски.

Легенда из кузовка «Почему лебеди белые».

Загадки Берестяной маски:

· Что зимой не мерзнет, и летом не мерзнет. (Сердце)

· Сам маленький, а сильнейшего ловит, даже волка. (Капкан)

· На ветке кедра горят два огонька, а дыма нет. (Рысь)

· В воде играет, а на земле умирает. (Рыба).

Ведущий 1:

По окончании праздника мясо медведя варили и съедали. Шкуру выносили через окно с определенными предосторожностями.

Чтецы в национальных костюмах:

А праздник не кончается. Кругом шумит, идет.

Вот из медвежьей пасти охотник – лесовик как талисман на счастье

Берет медвежий клык. Его на пояс вяжет.

В тайге среди болот он верный путь укажет и черта отпугнет.

А когти прячет в щели и трещины коры.

Большой косматой ели

К тебе в тайгу с ружьем

Прости, что разбудили тебя в жилье твоем.

И танец продолжают, приняв серьезный вид.

Опять изображают, как был медведь убит.

И стонут половицы, и, песнями звеня, медвежий праздник длится

Три ночи и три дня.

Хозяева и гости день, два и три подряд

Сосут медвежьи кости, медвежью плоть едят.

Берется осторожно любимая еда.

Лишь палочками можно, руками – никогда.

Идут запреты эти с прадедовских времен:

По правилам игры отныне пусть медведи

Когтями нас не рвут, как мирные соседи,

Пускай в лесу живут. А там еще серьезный настанет миг опять:

Медвежий череп грозный поглубже закопать.

И прокричать заклятье: «Спокойно спи медведь и пусть твои

Собратья нас не тревожат впредь»

Медвежьей желчи, свежей, нацедим в пузырек,

Целебный жир медвежий

Припрячем тоже впрок.

Медведя мы, как брата, за все благодарим.

«А мы не виноваты» - прощаясь, говорим.
загрузка...
Категория: Классного часа | Просмотров: 329 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]